Содержание

Иск об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости

Иск об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости

В ________ районный суд

Административный истец: …
(наименование или Ф.И.О.)
адрес: … (место жительства или пребывания/
место нахождения),
(сведения о государственной регистрации)
(для гражданина — дата и место рождения)
телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Представитель административного истца:
(данные с учетом ст. ст. 54, 55, 56, 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административный ответчик: …
(наименование бюджетного учреждения)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения
по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости

Административный истец является собственником (или: пользователем/ (указать иное лицо, заинтересованное в определении правильной кадастровой стоимости объекта)) …… (указать наименование, назначение, характеристики объекта, например: «наименование: объекта — «Земельный участок», назначение объекта — «Земли населенных пунктов — для размещения производственной базы», площадь объекта — … кв. м.; или, например: наименование объекта: жилой дом; назначение: жилое; двухэтажный; площадь объекта: … кв. м.), расположенного по адресу: …, кадастровый номер …., что подтверждается … (указать, например, «что подтверждается кадастровым паспортом здания/ земельного участка» или «что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости»).

Данный объект включен в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее — перечень), сформированный … (указать наименование органа регистрации прав) на основании решения от «__»_______ ___ года N ___ по состоянию на «__» _______ __ года.

Отчет, сведения и материалы оценки размещены на официальном сайте … (наименование бюджетного учреждения) в сети Интернет по адресу: … «__»_____ __ года.

В соответствии с … (указать которым установлена кадастровая стоимость) от «___»________ ___ года N ___ кадастровая стоимость Объекта определена в размере … рублей.

Вместе с тем результаты определения кадастровой стоимости Объекта в размере … рублей не соответствуют действительности, поскольку … (привести обоснование завышения или занижения стоимости), что подтверждается … (отчет независимого оценщика, стоимость сопоставимых объектов и т.п.).

Реальная кадастровая стоимость Объекта составляет … рублей, что подтверждается …

В соответствии с ч. 22 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение комиссии может быть оспорено в суде.

«___»_______ ___ года административный ответчик решением N ___ пересмотрел кадастровую стоимость … (указать наименование, назначение, характеристики объекта), расположенного по адресу: …, кадастровый номер …, следующим образом: …

Административный истец считает решение административного ответчика незаконным и необоснованным по следующим причинам: …, нарушающим права и законные интересы административного истца, а именно: …, что подтверждается …

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 4 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ прошу:

признать незаконным и отменить решение административного ответчика от «___»________ __ года N __;

обязать ответчика осуществить пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости … (указать наименование, назначение, характеристики объекта), расположенного по адресу: …, кадастровый номер …, с учетом …

Приложение:
1. Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости.
2. Копия отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
4. Копия заявления административного истца от «___»________ ___ года N __ об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
5. Решение административного ответчика от «___»_________ ___ года N ___.
6. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
7. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
8. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя.
9. Доверенность представителя административного истца от «___»_________ ___ года N ___ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
10. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

«___»________ ___ г. Административный истец (представитель): __________/ Подпись __________ / (Ф.И.О.)

Комментарии:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей.

По вопросам, касающимся предоставления льгот по уплате госпошлины определенным категориям лиц, смотри п. п. 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Какие права затрагивает определение кадастровой стоимости?

В частности, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащий ему объект недвижимости является объектом налогообложения (в частности, по налогу на имущество физических лиц) с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.

Решением Самарского областного суда удовлетворены административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 марта 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Бамбуровой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а- 95/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,

с участием представителя ФИО1 по доверенности Коминовой М.С.,

представитель Правительства Самарской области Хайруловой Л.А.,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , равной рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2012 года в размере 12 525 000 руб.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца Коминова М.С. просила установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы в размере 13 000 000 руб.

Представитель Правительства Самарской области Хайрулова Л.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является достоверной.

Административный ответчик Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области представили письменные отзывы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные ФИО1 требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Читать еще:  Признание отсутствующим права собственности на объект недвижимости

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 546,1 кв. м, расположенного по адресу: .

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кадастровая стоимость спорного нежилого помещения в размере 23 353 458,63 руб. по состоянию на 21 ноября 2012 года.

Считая кадастровую стоимость завышенной, ФИО1 20 ноября 2017 года обратился в суд административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения, рассматриваемым в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 20 ноября 2017 года обществом с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Гранд Истейт»», согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 21 ноября 2012 года составила 12 525 000 руб.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «ГОСТ».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 7 февраля 2018 года, составлено экспертное заключение №, согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 21 ноября 2012 года определена в размере 13 000 000 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При проведении исследования эксперт произвёл осмотр объекта оценки, определил основные ценообразующие факторы для объекта и объектов-аналогов, такие, как назначение ( торговое, универсальное), площадь от 500 кв. м, этажность, наличие отдельного входа, годность к эксплуатации, коммуникации. Выбрал для расчетов единицу сравнения ( стоимость 1 кв. м.), обосновал ценообразующие факторы и степени их отличия, расчет стоимости произвел методом нормировки в рамках сравнительного подхода.

Эксперт произвел расчет рыночной стоимости также в рамках доходного подхода методом прямой капитализации, а после этого произвел согласование результатов, полученных в рамках двух подходов, и пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости объекта оценки составляет 13 000 000 руб.

Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется. Представитель административного истца с выводами судебной экспертизы согласилась.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости нежилого помещения является достоверной.

Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2012 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, определенной экспертным заключением и составляющей 13 000 000 руб.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 20 ноября 2017 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 546,1 кв. м, расположенного по адресу: , равной рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2012 года в размере 13 000 000 руб.

Датой обращения ФИО1 в суд считать 20 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

ООО «Сиб-Траст» является собственником 63/100 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201013:169, площадью 1470 кв.м., разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: ***ская область, г.***о, ул. Ворошилова, д.25 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.10.2010г.).Сособственником указанного участка является Филина Ирина Викторовна (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2010г.)

Согласно кадастрового паспорта от 25.05.2010г. кадастровая стоимость спорного участка составляет 6 770 334,9 рублей.

С целью установления рыночной стоимости указанного земельного участка Истец обратился в ООО «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития», которое произвело оценку рыночной стоимости участка, по результатам которой был подготовлен отчет № ОН/56-12-03-2012-1.2, согласно которому рыночная стоимость земельного участка Истца по состоянию на 14.03.2012г. составляет: 1 479 000 рублей.

Соответствие указанного отчета требованиям законодательства подтверждается экспертным заключением № 46/01-12.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011г., права лица, нарушенные несоответствием государственной кадастровой стоимости земельного участка данным о его рыночной стоимости, подлежат защите путем установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правило о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

В рассматриваемом случае земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, следовательно, размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает его интересы, как плательщика земельного налога.

При этом защита законных интересов лица, в случае определения рыночной стоимости, возможна виде установления кадастровой стоимости равной рыночной. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положения Федерального закона №135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской федерации» в части установления порядка и условий пересмотра кадастровой стоимости, применению не подлежит, поскольку не распространяет свое действие на кадастровую оценку, произведенную на основании постановлением Коллегии Администрации ***ской области от 27.08.2006 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Кроме того, требования Истца, в данном случае, направлены не на пересмотр кадастровой стоимости, что предполагает ее изменение с момента внесения в кадастр, а установление новой кадастровой стоимости на будущее время, с момента принятия решения судом.

Изложенное означает, что кадастровая стоимость земельного участка Истца подлежит установлению в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011г., а также ст.66 ЗК РФ установление кадастровой стоимости земельного участка судом является основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр органом кадастрового учета с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.66 ЗК РФ

ПРОСИМ СУД:

1.Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201013:169, площадью 1470 кв.м., разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: ***ская область, г.***о, ул. Ворошилова, д.25, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 14.03.2012г отчетом ООО «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития» № ОН/56-12-03-2012-1.2 в размере 1 479 000 рублей.

  1. Копии свидетельства о государственной регистрации права (2 экз.)
  2. Копия кадастрового паспорта от 25.05.2010
  3. Отчет № ОН/56-12-03-2012-1.2
  4. Копия экспертного заключения
  5. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица
  6. Доверенность, подтверждающая полномочия на подписание искового заявления
  7. Копия Решения о назначении руководителя
  8. Платежное поручение об уплате государственной пошлины
  9. Распечатанные на бумажном носителе и заверенная подписью Истца копии страницы официального сайта регистрирующего органа в сети Интернет, содержащие сведения о месте нахождения Истца, Ответчика и дату их обновления (2 экз..)
  10. Выписка из ЕГРИП на 3-е лицо
  11. Сопроводительное письмо
  12. Почтовая квитанция о направлении иска и приложений Ответчику
Читать еще:  Вертолет это движимое или недвижимое имущество

Три самые распространенные ошибки при оспаривании кадастровой стоимости недвижимости

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки и должна быть сопоставима с рыночной стоимостью объекта оценки, которая определяется индивидуально в отношении каждого конкретного объекта недвижимости.

Однако на практике нередко возникают ситуации, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости многократно превышает его рыночную стоимость. Причины:

  • определение кадастровой стоимости на основе недостоверных сведений об объекте недвижимости (например, возникших в силу наличия технической и (или) кадастровой ошибок);
  • различная методология оценки при определении кадастровой и рыночной стоимостей.

А потому и оспаривание результатов определения кадастровой стоимости недвижимости, как правило, осуществляется двумя способами:

  • путем изменения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • путем определения рыночной стоимости объекта недвижимости и установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, возникающие при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости посредством установления такой стоимости в размере рыночной.

1. Ошибка в дате подготовки отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости особое внимание следует уделить дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость. Неправильное определение такой даты является наиболее распространенной ошибкой, которую допускают юристы при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена на дату:

  • утверждения результатов государственной кадастровой оценки;
  • внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

Далее мы рассмотрим случаи установления кадастровой стоимости на соответствующие даты и связанные с ними ошибки.

42 полезных документа для юриста компании

1. Кадастровая стоимость определяется на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, которые существовали на дату формирования перечня объектов недвижимость, подлежащих государственной кадастровой оценке и включенные в этот перечень.

Рассмотрим пример из судебной практики. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 1998 году. Перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке был сформирован по состоянию на 1 января 2010 г, земельный участок был включен в этот перечень. И именно на эту дату был подготовлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка. Суд удовлетворил требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 по делу № 82-АПГ15-29).

2. Кадастровая стоимость определяется на дату внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости после даты формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке и не включенные в этот перечень.

Рассмотрим примеры из судебной практики. Заявитель подготовил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости (на 1 января 2013 года). Суды отказали в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, поскольку земельный участок был поставлен на кадастровый учет 9 июня 2014 года и не мог быть включен в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 11-АПГ15-24). Отчет в этом случае следовало готовить на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (9 июня 2014 года). Примеры судебных решений со схожими обстоятельствами: Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 11-АПГ15-2; Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 32-АПГ15-6; Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 5-АПГ15-71; Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2015 № 48-АПГ15-59; Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 33-АПГ15-17.

Заявитель обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. (на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости). Спорный земельный участок является вновь образованным, выделенным из другого земельного участка. Следовательно, и рыночная стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым должна быть определена на дату внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости — на 25 февраля 2014 года. В этой связи суды отказывая в удовлетворения заявленного требования (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 4-АПГ15-11).

На практике нередко возникают ситуации, когда после даты формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, у земельного участка, включенного в такой перечень, изменились характеристики (например, категория, вид разрешенного использования и т.п.), влекущие за собой внесение соответствующих изменений в ГКН и, соответственно, новое определение кадастровой стоимости. В таком случае отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости следует готовить именно на дату внесения в ГКН таких сведений, а не на дату формирования перечня.

Рассмотрим примеры судебной практики. Общество обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на дату утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель (1 января 2013 г.). Участок был поставлен на кадастровый учет 18 марта 2011 г. и был включен в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что 1 июля 2013 г. был изменен вид разрешенного использования этого земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 № 5-АПГ15-64). Соответственно, отчет об определении рыночной стоимости земельного участка следовало готовить на именно на дату внесения государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка (на 1 июля 2013 г.).

Заявитель обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года (на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости). При этом 14 января 2014 года была изменена категория соответствующего земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Суды отказали в удовлетворении заявленного требования поскольку кадастровую стоимость соответствующего земельного участка следовало определить на дату изменения категории земель — 14 января 2014 года (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2015 № 89-АПГ15-14).

Кроме того важно учесть, что оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка можно только в период, пока не утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (абзац первый статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Отклоняя требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд установил, что нормативным актом органа исполнительной власти утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, поэтому определение рыночной стоимости спорного земельного участка в представленном истцом отчете на предыдущую дату установления его кадастровой стоимости утрачивает правовое значение, поскольку к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей не приведет (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.05.2015 № Ф05-4590/2015 по делу № А40-40858/14). Схожая судебная практика: Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2015 № 4-АПГ15-15, Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 № 18-АПГ15-25, Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 49-АПГ15-20.

2. Отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости подготовлен ненадлежащим образом

При обращении в комиссию или в суд к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, следует приложить отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков (далее — СРО) на такой отчет. Отсутствие в перечне прилагаемых к заявлению документов отчета и экспертного заключения СРО на этот отчет влечет за собой оставление соответствующего требования без рассмотрения (Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 № 16-АПГ15-34).

Законодательством предусмотрены определенные требования к подготовке такого отчета, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в удовлетворении заявленного требования. Анализ судебной практики позволяет выявить следующие наиболее распространенные мотивировки отказа в удовлетворении требования об установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по причине несоответствия отчета об определении рыночной стоимости требованиям законодательства.

  • Рыночная стоимость объекта недвижимости определена с нарушением требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки (в том числе принципов ФСО: существенности, обоснованности, проверяемости и достаточности) (Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 19-АПГ15-2, Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2015 № 67-АПГ15-33, Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2015 № 43-АПГ15-3, Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 48-АПГ15-42, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 45-АПГ15-10, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 4-АПГ15-21, Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2015 № 5-АПГ15-33, Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2015 № 69-АПГ15-1).
  • При определении рыночной стоимости объекта оценки не были применены необходимые корректировки или коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в границах населенного пункта. Например, могут быть не учтены корректировки по виду разрешенного использования, доступности инженерных коммуникаций (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2015 № 48-АПГ15-26, Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 66-АПГ15-3, Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 66-АПГ15-2, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 24-АПГ15-2).
  • В качестве объектов-аналогов для оценки использованы земельные участки, существенно отличающиеся по элементам сравнения от оцениваемых участков (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 67-АПГ15-36, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 18-АПГ15-16).
  • Внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании решений суда об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка не могут использоваться оценщиком в качестве элемента сравнения «цена предложения» в целях расчета величины рыночной стоимости иных объектов оценки (Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 48-АПГ15-34).
  • Рыночная стоимость арендуемого истцом земельного участка, установленная в отчете об оценке, не учитывает индивидуальные характеристики объектов и не является достоверной (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 № 67-АПГ15-25).
Читать еще:  Помощь в сопровождении сделки с недвижимостью

В этой связи при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, важно проверить отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, с учетом приведенных наиболее распространенных мотивировок признания такого отчета недопустимым доказательством.

3. Оспаривание кадастровой стоимости, которая не установлена в качестве базы земельного налога или налога на имущество

Кадастровая стоимость определяется в качестве базы земельного налога, и налога на имущество, в отношении объектов недвижимости, которые расположены в границах муниципального образования или города федерального значения, на территории которого введен налог.

Если в отношении объекта недвижимости определена кадастровая стоимость, но налог на территории соответствующего муниципального образования или субъекта Российской Федерации не введен, то у заявителя отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите. Рассмотрим подобную ситуацию на конкретных примерах.

Заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подано до утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости и до принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил. Однако СК по административным делам ВС РФ указанное решение отменила, поскольку отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 № 35-АПГ15-33).

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю жилого дома не затрагивает ее права как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, как на момент обращения заявителя в суд, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции у заявителя отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 18-АПГ15-6).

Юриста, сопровождающего процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости недвижимости, подстерегает на этом пути множество подводных камней. Искренне надеюсь, что данная информация поможет вам избежать самых распространенных ошибок, которые допускаются при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости поможет снизить расходы, связанные с пользованием недвижимого имущества. Переоценка недвижимости осуществляется государством один раз за пятилетний период и берется в расчет налога на землю или для иных платежей, связанных с владением данной недвижимостью. Для разрешения проблемы большой кадастровой стоимости понадобится обращение в Свердловский областной суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка или иной недвижимости, который Вам поможет составить наш юрист.

Цель процедуры оспаривание кадастровой стоимости:

Себестоимость иногда намеренно завышается государством для того, чтобы увеличить платежи в бюджет со стороны собственника. Хозяин недвижимости заинтересован в ее снижении в таких ситуациях:

  • уменьшение суммы земельного налога;
  • снижение цены в процедуре выкуп земли в собственность при покупке;
  • уменьшение расходов по аренде;
  • уменьшение суммы налога на недвижимость у юридических лиц.

Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости:

Заявлять про оспаривание кадастровой стоимости земельного участка имеет право любой собственник, который заинтересован в результате. Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли подается в судебную инстанцию в строго установленной форме.

ВНИМАНИЕ: иногда требуется перед началом процедуры провести исправление технических кадастровых ошибок, часто именно они выступают причинами завышенной стоимости недвижимости.

Наши юристы рекомендуют воспользоваться их услугами для того, чтобы составить административный иск в суд, чтобы быть уверенным в разрешении дела с положительным результатом.

Перед обращением в судебный орган потребуется составить исковое требование по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости. Оно содержит следующие моменты:

  1. основные характеристики рассматриваемой недвижимости;
  2. величину цены по кадастру с точной датой ее установки;
  3. среднерыночную ценность недвижимости. Подающий иск человек должен адекватно оценивать ситуацию и понимать, оспаривать требование об оплате в Екатеринбурге имеет смысл, когда отличие цены имеет разницу более чем на 10%. При отказе в удовлетворении иска, через определенный период можно составить новый административный иск для обжалования;
  4. причину возникновения претензий.

Приложение к иску в суд:

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта Екатеринбурга обязательно сопровождается пакетом документов:

  • документ, удостоверяющий уплату пошлины в бюджет, которая для частного лица равна 300 рублям, а для юридического – 2 000 рублям;
  • копии документов на право собственности или аренды;
  • отчет или его копия от оценщика;
  • выписку об оценке из регистрационного органа;
  • иные документы, которые необходимы для данного случая.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме, как составить исковое заявление и задавайте свой вопрос адвокату в комментариях к ролику на канале YouTube

В какую судебную инстанцию необходимо подавать иск?

Изменение цены по кадастру относится к административным судебным делам. Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости в Екатеринбурге подается в Свердловский областной суд.

Образец искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости

В Свердловский областной суд

Административный истец: Б.

Административный ответчик:

Правительство Свердловской области

Юридический адрес: 620014, Свердловская область, город Екатеринбург, Октябрьская площадь, дом 1

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области

Юридический адрес: 620062, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Генеральская, дом 6 «а»

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

Юридический адрес: 620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Мамина-Сибиряка, дом 111

Государственная пошлина: 300 рублей

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости

На основании договора купли-продажи Б. является единоличным собственником земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 2 030 квадратных метров, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации. Указанные сведения подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ № 4954409952.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).

Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, до 01 января 2017 года был урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Положения этого Федерального закона подлежат применению при рассмотрении настоящего заявления в силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 названного Кодекса основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении этого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как указывалось выше, административный истец является единоличным собственником и фактическим пользователем земельного участка. Будучи собственником данного объекта недвижимости, административный истец несет налоговое бремя, то есть обязанность оплачивать налог на имущество физического лица исходя кадастровой стоимости земельного участка.

Следовательно, оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают его права, поскольку влияют на размер платы за пользование земельным участком. Поэтому в силу вышеприведенных предписаний законодательства административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию установлена в размере 6 199 965 рублей 10 копеек.

При этом, в соответствии с отчетом ООО «Консалтинг Групп» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером, общей площадью 2 030 квадратных метров, расположенного по адресу: Свердловская область, рыночная стоимость данного земельного участка составляет 2 291 000 рублей.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика, подписывайтесь на канал YouTube

Статья 24.18 этого же Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Аналогичное положение установлено также в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в соответствии с отчетом ООО «Консалтинг Групп» рыночная стоимость данного земельного участка составляет 2 291 000 рублей, кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка должна быть определена в размере равно рыночной по состоянию, то есть 2 291 000 рублей.

Рассмотренные доводы в полной мере сопоставимы с сложившейся судебной практикой по аналогичной категории дел, а именно решение Свердловского областного суда от 27 июля 2017 года по делу №3а-176/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.11.2016 по делу N 33а-20254/2016, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.09.2017 по делу N 33а-14792/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.11.2017 по делу N 33а-18152/2017.

На основании изложенного, руководствуясь приведенными нормами,

ПРОШУ:

  • установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: Свердловская область, равной его рыночной стоимости в размере 2 291 000 рублей.
  1. квитанция об оплате государственной пошлины;
  2. копия настоящего административного искового заявления;
  3. выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  4. копия договора купли-продажи;
  5. копия свидетельства о государственной регистрации права;
  6. отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
  7. копия выписок из ЕГРЮЛ в отношении административных ответчиков.
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector