Содержание

Прекращение оперативного управления на недвижимое имущество

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Комментарий к Ст. 299 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов.

По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о порядке поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника.

Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы. Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.

3. Аналогично решается и вопрос о прекращении права, поскольку большинство способов прекращения права собственника применимо и к хозяйственному ведению, и к оперативному управлению.

Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

4. Специальное основание прекращения права — правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п. 2 ст. 296 ГК). «…Судами было установлено, — говорится в одном из определений ВАС РФ, — что помещения площадью 386,2 кв. метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело их изъятие из оперативного управления учреждения. Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению» .

———————————
Определение ВАС РФ от 31 июля 2009 г. N 9333/09.

Правомерное изъятие имущества по решению собственника возможно и в том случае, если есть согласие самого предприятия, что подтверждается судебной практикой. Так, по одному из дел конкурсным управляющим был заявлен иск о признании ничтожной сделки, связанной с изъятием у муниципального унитарного предприятия имущества по постановлениям главы администрации г. Казани, и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В иске было отказано по следующим основаниям: «…муниципальное унитарное предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обратилось к собственнику с просьбой об изъятии неиспользуемого имущества; материалами дела не подтверждено лишение предприятия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность; хозяйственная деятельность в области перевозок осуществлялась и после изъятия имущества, имеющиеся в материалах дела письма муниципального унитарного предприятия свидетельствуют о том, что предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обращалось к уполномоченному органу по вопросу изъятия у него части неиспользуемого имущества» .

———————————
Определение ВАС РФ от 13 февраля 2008 г. N 1399/08.

Ранее право оперативного управления на здание принадлежало муниципальному учреждению. В 2012 году право собственности на здание перешло к субъекту РФ. И тогда же учредителем учреждения стал являться субъект РФ, в связи с чем были внесены изменения в наименование учреждения. При этом в ЕГРП сохранилась запись о праве оперативного управления на здание за муниципальным учреждением. Сохраняется ли право оперативного управления на здание при смене собственника здания, или для сохранения права оперативного управления необходимо дополнительное распоряжение нового собственника о закреплении здания на праве оперативного управления за государственным учреждением?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При переходе права собственности на здание право оперативного управления сохраняется. Необходимости в издании распоряжения нового собственника о закреплении здания на праве оперативного управления за государственным учреждением нет.
Для внесения соответствующих сведений в ЕГРН учреждение вправе обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным этим кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Таким образом, право оперативного управления может быть прекращено только по установленным законом основаниям.
Согласно п. 3 ст. 216 ГК РФ переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество, к которым относится и право оперативного управления (п. 1 ст. 216 ГК РФ (смотрите также п. 2 ст. 300 ГК РФ, постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 N Ф05-6624/16, решение Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2016 по делу N А51-12255/2016). Обращаем внимание, что для сохранения за учреждением права оперативного управления в этом случае не требуется издания новым собственником каких-либо распорядительных актов.
Таким образом, приведенные в вопросе обстоятельства не являются основанием для прекращения у учреждения права оперативного управления на здание.

Читать еще:  Порядок оформления дарственной на недвижимость

К сведению:
О внесении изменений в сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости, смотрите подробнее в ответе на Вопрос: Нужно ли учреждению менять при смене наименования юридического лица (переименовано в 2015 году) свидетельства о праве собственности, о праве оперативного управления, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, выданные 2014 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

znatpravo.ru

Оперативное управление на имущество прекращается в строго определенных случаях, например при изъятии, отчуждении имущества или отказе от него. В каждой ситуации действует свой порядок прекращения. Для изъятия имущества из оперативного управления вам понадобится решение собственника и передаточный акт. Если речь идет о недвижимости, нужно также зарегистрировать прекращение права оперативного управления. При отказе от оперативного управления действует тот же порядок, что и при изъятии. Единственное отличие — учреждение должно написать заявление собственнику об отказе. Если же имущество отчуждается (например, продается), то в некоторых случаях нужно согласие собственника и торги.

Каковы основания прекращения права оперативного управления

Право оперативного управления прекращается (ст. 235, п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 ГК РФ):

  • при изъятии имущества собственником;
  • при отчуждении имущества, а именно: его продаже, дарении, мене или предоставлении в качестве отступного;
  • при гибели имущества;
  • при обращении взыскания на имущество.

Порядок прекращения права оперативного управления зависит от его основания.

Как изъять имущество из оперативного управления

Собственник имущества может изъять его из оперативного управления в строго определенных ситуациях. В противном случае учреждение или казенное предприятие может оспорить такое изъятие.

Для изъятия имущества нужно принять соответствующее решение и утвердить передаточный акт.

Обратите внимание, что при изъятии недвижимости обязательна госрегистрация прекращения права оперативного управления.

В каких случаях можно изъять имущество

Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества учреждения или казенного предприятия, может изъять имущество, если совпадают два условия (п. 2 ст. 296 ГК РФ):

  • это имущество передал учреждению (предприятию) сам собственник либо оно куплено на выделенные из бюджета деньги;
  • учреждение (предприятие) не пользуется имуществом вообще или пользуется не по назначению либо имущество излишнее.

Какие документы нужны для изъятия

Закон прямо не называет документы, которыми нужно оформить изъятие имущества. Исходя из практики, а также смысла ст. ст. 210, 296, 299 ГК РФ мы рекомендуем составить и утвердить следующие документы:

  • решение собственника об изъятии имущества. Имущество в решении следует описать так, чтобы не спутать его с любым другим;
  • передаточный акт. В нем помимо описания имущества следует указать его техническое состояние. Это нужно, чтобы разграничить возможные расходы на ремонт между собственником и учреждением (предприятием).

Как зарегистрировать прекращение права оперативного управления на недвижимость

Такая регистрация обязательна в силу п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ.

Зарегистрировать прекращение может как само учреждение (предприятие), так и орган, который осуществляет полномочия собственника (п. 1 ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 19 Закона о регистрации недвижимости).

Для регистрации подготовьте:

  • документы, подтверждающие полномочия представителя: документ о назначении директора, если заявление подает директор, или доверенность для иного представителя (ч. 9, 10 ст. 18, ч. 4 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
  • паспорт представителя (п. 4 ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);
  • решение собственника об изъятии имущества и передаточный акт (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Подайте документы в ближайший МФЦ или отделение Росреестра. Заявление о регистрации сотрудник, ведущий прием документов, составит при вас. Можно также подать документы по почте или в электронной форме (ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).

Пошлина за регистрацию прекращения права оперативного управления не предусмотрена (п. 1 ст. 333.33, пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Срок регистрации (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):

  • 7 рабочих дней с даты приема документов в подразделении Росреестра;
  • 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

Когда можно оспорить изъятие имущества из оперативного управления

Учреждение или казенное предприятие, которое не согласно с изъятием имущества из оперативного управления, может обратиться в арбитражный суд. В этом случае уполномоченный орган должен будет доказать законность изъятия (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

В частности, суды признают изъятие недвижимости незаконным, когда:

  • учреждение передало имущество в аренду с согласия собственника;
  • аварийное имущество временно не используется до капитального ремонта;
  • ремонт затянулся из-за плохого финансирования;
  • сверхнормативная площадь нужна для приема граждан.

Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать

Учреждения и казенные предприятия могут отказаться от права оперативного управления (ст. 236, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Для этого нужно написать заявление в орган, осуществляющий полномочия собственника, с просьбой изъять излишнее имущество или имущество, которым вы не пользуетесь. Рекомендуем согласовать заявление с органом, осуществляющим полномочия учредителя. Например, для госучреждений Московской области такое согласование обязательно.

К заявлению приложите копию свидетельства (выписки) о праве оперативного управления. После этого собственник подготовит решение и передаточный акт. Если вы отказываетесь от недвижимости, зарегистрируйте прекращение оперативного управления в том же порядке, что и при ее изъятии.

Если уполномоченный орган уклоняется от изъятия имущества из оперативного управления, то можно обратиться в суд.

Как прекращается право оперативного управления при отчуждении имущества

Отчуждение имущества — это его продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного (ст. ст. 409, 454, 567, 572 ГК РФ).

При отчуждении имущества учреждений и казенных предприятий право оперативного управления прекращается (п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Продажа — наиболее распространенный вид отчуждения. Чтобы продать имущество в оперативном управлении, как правило, нужно получить согласие учредителя и провести торги. Если нужно согласие, то придется также заказать оценку имущества.

Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Конкурс проводится тогда, когда покупатель должен выполнить какие-либо условия в отношении имущества. При этом единого порядка проведения торгов нет.

Как прекращается право оперативного управления при гибели имущества

Прекращение оперативного управления при гибели имущества предусмотрено п. 1 ст. 235 и п. 3 ст. 299 ГК РФ.

При гибели имущества спишите его. Если недвижимость поставлена на кадастровый учет или права на нее зарегистрированы, снимите ее с учета и прекратите права на нее в ЕГРН.

Как списать имущество

Если вы федеральное учреждение или предприятие, то создайте комиссию по списанию. Для этого подготовьте и утвердите приказом руководителя положение о комиссии и ее состав. На это указано в п. 7 Положения о списании федерального имущества.

Если у вас нет компетентных работников для участия в комиссии, привлекайте экспертов. Но не берите экспертом лицо, ответственное за это имущество (п. 9 Положения о списании федерального имущества).

На заседании комиссии должны присутствовать хотя бы 2/3 ее членов.

Комиссия составляет акт о списании. Он действителен, если его подписало большинство присутствовавших на заседании.

Руководитель утверждает акт самостоятельно либо согласовывает его с учредителем (п. 10 Положения о списании федерального имущества). Случаи того и другого перечислены в п. п. 4, 4.1 Положения о списании федерального имущества. Федеральные органы власти устанавливают порядок такого согласования для подведомственных учреждений и предприятий.

Читать еще:  Квартира это движимое или недвижимое имущество

Списание имущества отразите в бухучете (п. 12 Положения о списании федерального имущества).

Если вы региональное или муниципальное учреждение или предприятие, то списывайте имущество в порядке, установленном местными актами. Если такого акта нет, то применяйте по аналогии порядок, описанный выше.

Как снять недвижимость с кадастрового учета и погасить права в ЕГРН

Чтобы снять разрушенную недвижимость с кадастрового учета или прекратить права на нее в ЕГРН:

  • получите акт обследования. Для этого обратитесь к кадастровому инженеру (ст. 23 Закон о регистрации недвижимости);
  • оформите для своего руководителя или иного сотрудника доверенность от органа, осуществляющего полномочия собственника, на снятие с кадастрового учета или прекращение права собственности в ЕГРН (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
  • подайте в Росреестр заявления о прекращении права собственности и права оперативного управления. Если от учреждения или предприятия действует не руководитель, то для прекращения оперативного управления понадобится доверенность от учреждения (предприятия).

В остальном регистрация проходит так же, как при изъятии имущества из оперативного управления.

Как прекращается право оперативного управления при обращении взыскания на имущество

Взыскание по долгам можно обратить (п. п. 5, 6 ст. 123.22, п. 6 ст. 113 ГК РФ) на имущество:

  • бюджетного учреждения, кроме любой недвижимости и особо ценного движимого имущества, которое передал собственник или которое приобретено на его деньги;
  • автономного учреждения, кроме недвижимости и особо ценного движимого имущества, которые передал собственник или которые приобретены на его деньги;
  • казенного предприятия.

На имущество казенного учреждения взыскание по долгам обратить нельзя (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Эти ограничения касаются и залога (п. 1 ст. 336 ГК РФ).

Взыскание обращают судебные приставы по правилам Закона об исполнительном производстве.

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость).
Управлением Росреестра по Москве, в большинстве случаев, производилась государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения как при изъятии имущества по решению собственника, так и при отказе унитарного предприятия от хозяйственного ведения.

Обязательная регистрация права

Порядок внесения в ЕГРП записей при государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.

Читать еще:  Альтернатива что это значит в недвижимости?

Под функциональной устойчивостью понимается способность противостоять нетехническим воздействиям, под технической устойчивостью — воздействиям технического характера с помощью технических средств, а под оперативностью — свойство процесса управления обеспечивать завершение цикла управления в требуемые сроки.

Первоначальный кредитор и новый кредитор солидарно обязаны возместить должнику — физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права, в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах. Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то для подтверждения его полномочий необходимы учредительные документы либо их копии, заверенные нотариусом или самим руководителем.

Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

Гражданским кодексом предусмотрено безусловное основание прекращения права собственности — гибель или уничтожение имущества (п. 1 ст. 235). Пунктом 3 ст. 299 ГК предусмотрено, что основания прекращения собственности распространяются также на право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Учреждение или казенное предприятие представляет устав или положение, если иное не предусмотрено законодательством.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Федеральным законом от 23 июня 2019 г.

Автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий см. Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Особенности оперативного управления имуществом

В случаях, когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.

С учетом правила ст. 224 ГК о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях.

Кто становится субъектом оперативного управления? Законодательство отвечает на него следующим образом: субъектами права оперативного управления выступают учреждения, относящиеся к казенным и субсидируемым из средств собственника.

Однако иное положение о моменте возникновения вещных прав может быть установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Что касается учреждений, финансируемых частными лицами, то их можно создавать любым субъектам, в том числе государству и аффилированным с ним структурам.

Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом

Существует необходимость ввести определение оперативного управления, отвечающее его сущности и отражающее цель оперативной управленческой деятельности; выработку управляющих воздействий и их осуществление; контроль за результатом их осуществления.
В то же время эффективное корпоративное управление основано на разделении стратегического и оперативного руководства.

N 03-05-05-03/03 если договор участия в долевом строительстве заключен между организацией и физическим лицом, государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия уплачивается организацией в сумме 2000 руб.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Если право собственности возникло до 31.01.1998, то оно не подлежит обязательной регистрации перед регистрацией ПОУ, если после указанной даты, то подлежит обязательной регистрации перед передачей в ОУ.

Право хозяйственного ведения возникает у предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника 2. Самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием. (п.2 ст.299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях).

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

Ст.299 ГК РФ предусматривает два основания возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления. Первое — закрепление собственником имущества за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования.

Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Созданное недвижимое имущество, за исключением случаев регистрации на основании декларации, заявитель должен заранее поставить на кадастровый учет. Иначе права на это имущество не могут быть зарегистрированы. По той же причине должен быть учтен участок, на котором возведен такой объект.

На что распространяется право оперативного управления имуществом? ГК РФ уточняет, что оно распространяться на те объекты, которые принадлежат государству.

Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом

В п. 2 определено, что все имущественные приобретения поступают унитарному предприятию или учреждению на соответствующем ограниченном вещном праве, но в порядке, установленном для приобретения права собственности.

Управлением Росреестра по Москве, в большинстве случаев, производилась государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения как при изъятии имущества по решению собственника, так и при отказе унитарного предприятия от права хозяйственного ведения.

ПЕРЕДАЧА ДЕЛ ПО ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА АКТОМ О ПЕРЕДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ ДВУМЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.
Понимаю, что тема прекращения хозяйственного ведения с одной стороны не нова, с другой стороны в силу проекта изменений ГК не очень актуальна, но хотелось бы обсудить вот что.

Объекты права оперативного управления

Росреестр осуществляет свою деятельность в соответствии ГК и Законом о регистрации, своей деятельностью должен, в том числе, обеспечивать стабильность гражданского оборота.
Однако, как следует из судебной практики, государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения на основании отказа унитарного предприятия от права, а также изъятия имущества собственником, в последующем признается незаконной, нарушающей нормы права.

Общим правилом является то, что, поскольку не указано иное, право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает с момента передачи имущества предприятию или учреждению (о понятии передачи имущества см. комментарий к ст. 224).

Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы. Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.

Подскажите нормативно- находящейся в праве оперативного управления…

НО ЕСЛИ БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ИХ ПЕРЕДАВАТЬ, ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА УСТУПКИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ.

Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

Этот вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6851/2008, от 28 августа 2008 г. N Ф08-4972/2008, от 15 июля 2008 г. N Ф08-3659/2008).

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector