Земельные участки общего пользования это

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

1. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Комментарий к Ст. 262 ГК РФ

1. Рассматривая содержание п. 1 комментируемой статьи, важно обратить внимание на следующее.

Во-первых, речь идет только о правах граждан (но не иных субъектов гражданского права).

Во-вторых, говорится о правах граждан находиться на земельных участках, которые являются государственной или муниципальной собственностью.

В-четвертых, граждане вправе не только находиться на таких земельных участках, но и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты. Соответствующее указание находит конкретизацию в ряде иных нормативных актов. Так, в силу ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В-пятых, в комментируемой статье (и в ряде иных актов), с одной стороны, указывается, что рассматриваемые права граждан реализуются свободно, без каких-либо разрешений, а с другой стороны, называются источники пределов (стеснений) этих прав. Пределы устанавливаются законом, иными правовыми актами, собственником земельного участка. Важно отметить, что иные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) должны соответствовать (не противоречить) федеральным законам (п. п. 3 — 6 ст. 3 ГК).

Усмотрение собственника земельного участка также ограничено указаниями закона и иных правовых актов, т.е. недопустимо произвольное установление собственником земельного участка пределов прав граждан.

Правило комментируемой статьи о пределах прав граждан с различной степенью детализации конкретизируется в разных нормативных актах. Так, в п. 9 ст. 85 ЗК РФ предусматривается, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В ст. 11 Лесного кодекса РФ устанавливается, что гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной и санитарной безопасности; 2) безопасности граждан при выполнении работ. Одновременно указывается на недопустимость запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах по иным основаниям. В Водном кодексе РФ предписывается, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации (ст. 6 Водного кодекса).

2. В п. 2 комментируемой статьи речь идет о праве прохода через чужой земельный участок. Только о праве прохода, но не проезда, прокладки каких-либо коммуникаций и т.д. Право прохода может принадлежать только гражданину (но не иному субъекту гражданского права).

Право прохода принадлежит гражданину независимо от того, кому принадлежит земельный участок (другому гражданину, юридическому лицу, муниципальному образованию и т.д.). Важно только, что собственник земельного участка не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается.

Права прохода через чужой земельный участок не существует, если собственник участка огородил его. «Иной способ» информирования о запрете входить на земельный участок может выразиться в установке каких-либо знаков, содержащих соответствующие надписи, и пр. Запрет имеет правовое значение (препятствует существованию права прохода), если он ясно (вполне очевидно, недвусмысленно, способом, понятным каждому) выражает волю собственника земельного участка ограничить доступ на участок или исключить его вовсе.

Читать еще:  Как посчитать площадь земельного участка неправильной формы

Право прохода (как и любое право) существует в определенных пределах. Так, недопустима его реализация исключительно с намерением причинить вред другому лицу (ст. 10 ГК). В комментируемой статье предусматривается, что право прохода существует, если не причиняется ущерб собственнику. Например, нет права прохода, если придется проходить по грядкам или клумбам, разбитым собственником участка. Более того, реализация права прохода вообще не должна доставлять какого-либо беспокойства собственнику.

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2019 году

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения. Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;

Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Земельные участки общего пользования это

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 августа 2008 года N Д23-152

Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» и сообщает.

Пунктом 12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п.12 ст.1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в п.2 ч.4 ст.36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.

В настоящее время п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом, и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.

В то же время п.3 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.

По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения ст.262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Еженедельник бухгалтера,
N 22, 2008 год

Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как «территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе — земельный участок.

Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» — СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» — СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее — Закон об объектах культурного наследия).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т. ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления.

2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий — проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).

Статья 263. Застройка земельного участка

Комментарий к статье 263

1. Правовая возможность застройки, возникающая у собственника земельного участка, — одно из важных распорядительных правомочий субъекта права собственности (см. коммент. к ст. 260). Однако это правомочие не носит абсолютного характера. Его усмотрение, собственное решение об использовании предоставленного земельного участка подчиняется закону, иным нормативным правовым актам, не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (см. коммент. к ст. 209). То же касается решения собственника осуществлять перестройку зданий, строений и сооружений либо их снос. Эти же правила действуют, если собственник разрешает строить на своем участке неограниченному или неопределенному числу других лиц. К ним относятся и члены его семьи, и лица, установившие с ним семейные связи, но продолжающие проживать совместно с ним и пользующиеся этим же земельным участком, а равно и не проживающие совместно с ним, т.е. любые лица по его усмотрению. Его волеизъявление является первичным, но не решающим.

Если земельный участок или здание, строение, сооружение на этом участке находится в общей совместной или долевой собственности, то применяются общие правила, установленные в гл. 16 (см. коммент. к ст. 247, 249, 253, 256, 257, 259), гл. 7 Семейного кодекса, ст. 4, 6 — 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Комментируемая статья указывает на специальное законодательство, которому должно быть подчинено право собственника на строительство зданий, строений, сооружений, их перестройку, снос. Это градостроительное законодательство (Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4473), строительные нормы и правила, утвержденные Госстроем СССР и России, действующие в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Их требования к строительному производству подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей цели: а) защиты жизни и здоровья граждан, их имущества или имущества юридических лиц, государственного (муниципального) имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Естественно, подлежат обязательному соблюдению требования о целевом назначении земельного участка (см. коммент. к п. 2 ст. 260), которое неразрывно связано с разрешенным использованием, обусловленным категорией земель и территориальной зоной. Так, на землях особо охраняемых территорий и объектов, в частности на землях государственных природных заповедников, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Частично хозяйственное и рекреационное использование возможно на специально выделенных земельных участках и на условиях специально установленного для них особого правового режима.

К входящим в эту категорию землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов применяется, помимо Земельного кодекса (ст. 96), также специальный Федеральный закон от 23.02.95 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713).

На землях рекреационного значения (также входящих в категорию особо охраняемых территорий и объектов) запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению; то же касается земель историко-культурного назначения (ст. 99 Земельного кодекса). На отдельных землях историко-культурного назначения, в т. ч. землях, где находятся объекты истории и культуры, подлежащие исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия, особый правовой режим которых запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель (см. Комментарий судебной практики: Вып. 8. М., 2002. С. 29 — 43).

К особо ценным землям относятся территории с природными объектами и объектами культурного наследия особой научной, историко-культурной ценности (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных, животных организмов и др.). Сведения о них указываются в документах государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 100 Земельного кодекса). Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 60) предусмотрено ведение Красной книги Российской Федерации, в которую заносятся животные и растения, если они находятся под угрозой исчезновения. Хозяйственная и иная деятельность, ведущая к негативному воздействию на природную среду, запрещена (ст. 59).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесом или нет, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги). Данные о границах этих земель заносятся в государственный земельный кадастр (ст. 101 Земельного кодекса). Лесные земли могут быть в установленном порядке переведены в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Временно не используемые нелесные земли могут быть арендованы на срок до пяти лет в целях сельскохозяйственного производства.

К землям водного фонда относятся территории, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 Земельного кодекса). На этих землях может вестись строительство и эксплуатация сооружений для обеспечения населения водой, государственных и муниципальных нужд. Здесь устанавливаются водоохранные зоны, имеющие особый правовой режим.

2. В комментируемой статье речь идет о сформированном и закрепленном на праве собственности земельном участке за гражданином (юридическим лицом). Он вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 Земельного кодекса).

Принципом земельного законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса) является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним других объектов недвижимости, где участок и определяет судьбу недвижимости. » Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации» (см. коммент. ст. 219), если возведенное здание, строение или сооружение не является самовольной постройкой (см. коммент. к ст. 222). На самовольную постройку не возникает право собственности, и она подлежит сносу, если создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке. И хотя здание, строение или сооружение возведены собственником земельного участка, они могут быть объявлены самовольными, если постройка нарушила установленный режим разрешенного использования или возведена без получения необходимого разрешения или с существенным нарушением градостроительных, а также строительных норм и правил. Таким образом, комментируемая статья уточняет распорядительное толкование содержания ст. 222 применительно к собственнику земельного участка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector